«Знакомство с архитектурой
Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники»
С искусством архитектуры ребенок
соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная
архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение
дошкольником своего «место проживания», как правило, начинается с восприятия
архитектуры, а окружающие его здания и сооружения оказывают решающее влияние на
формирование образа родного города, края. Не случайно ознакомление детей
дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется, прежде всего, в
контексте ознакомления с родным городом, его историей, культурой,
достопримечательностями и памятниками.
Архитектура обладает значительным
потенциалом в художественно-эстетическом, познавательно-речевом и
социально-личностном развитии ребенка-дошкольника, потенциалом, который, к
сожалению, недостаточно осознается и далеко не в полной мере используется в
практике дошкольного образования.
При знакомстве детей с современными
зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как
отмечает Т.С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными
богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения
заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.
По мнению С.Ю. Барышниковой, приобщение
к архитектуре способствует формированию художественного восприятия, осознанию
художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию устойчивой
потребности воспринимать, переживать эстетические ценности.
С.Ю. Барышникова подчеркивает, что
приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов,
дает возможность знакомить детей с широким кругов предметов и явлений. Общение
с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство
прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей
страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному
созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои
впечатления в различных видах художественной деятельности.
В исследовании Д.С. Салария раскрываются
принципы построения материала по ознакомлению с архитектурой:
·
использование
архитектурного наследия родного края;
·
учет
возрастных особенностей детей при освоении этого вида искусства;
·
оптимальное
соотношение теоретической и практической деятельности в процессе изучения
архитектуры.
Л.В.
Яхнин в своей работе выделяет факторы развития восприятия
архитектурно-художественной среды:
·
архитектурная
среда, непосредственно окружающая ребенка и создающая своим воздействием основы
художественного вкуса и художественного отношения к архитектуре;
·
общая
художественная подготовка, приобретаемая на занятиях по изобразительной
деятельности, в чтении художественной литературы, просмотрах кинофильмов,
телепередач;
·
специальная
архитектурно-художественная подготовка, включающая в себя теоретическое
изучение данного вида искусства, экскурсии и практическое изучение.
С.Ю. Барышникова предлагает принципы
отбора содержания знаний об архитектуре:
·
доступность
содержания знаний;
·
учет
теоретических положений эстетики и искусствознания;
Включение в содержание знаний
краеведческого материала, предлагает в содержание знаний об архитектуре
включить два блока:
·
Об
архитектуре и людях, которые ее создают.
·
О
древнерусском зодчестве.
К
формированию у детей понимания архитектуры как необходимого для человека
объекта окружающей действительности мы обращаемся уже, начиная с младшего
дошкольного возраста. Позже мы представляем детям архитектуру и как вид
искусства.
Знакомя их с окружающим, мы обращаем
внимание на здание детского сада – дома, в котором дети занимаются, играют все
вместе, участвуют в праздниках, радуются любым игрушкам и т. п., подчеркивая, что для этого в здании
детского сада есть все необходимые комнаты. Мы рассматриваем окружающие детский
сад дома, в которых живут дети с родителями, их друзья, сверстники; здания
школ, магазинов. Обращаем внимание на то, что сельские дома отличаются от
городских: жилые городские дома высокие, многоэтажные, по архитектуре более
строгие: простые окна, двери, крыша. В сельских домах все части могут быть
украшены резьбой, они по-разному раскрашены.
При ознакомлении детей с архитектурой
надо ориентироваться прежде всего на окружающие их объекты, чтобы дети видели
те архитектурные сооружения, которые расположены вблизи от их дома, детского
сада и составляют окружающую среду.
Образы различных сооружений,
воспринимаемые детьми через посредство художественного слова, рождают у каждого
свой образ, что способствует развитию воображения.
Необходимо знакомить детей с основными
чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида. У каждого дома
должны быть стены, крыша, окна, двери, может быть крылечко, труба. Части дома
иногда украшены узором. Дворцы – это красивые большие сооружения, они также
имеют стены, крышу, двери, окна. Но все архитектурные части дворца отличаются
тем, что они необычной формы, а само здание дворца может завершаться башенками,
шпилями.
Следует включить знакомство детей с
художественными альбомами памятников архитектуры и с художественными
открытками.
СРЕДНИЙ
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-Й ГОД ЖИЗНИ)
дать детям представление о том, что
дома, в которых они живут, - детский сад, школа и другие здания – все это
архитектурные сооружения.
Познакомить детей с тем, что дома бывают
разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством
этажей, подъездов и т. д.
Вызвать у детей желание рассматривать
здания, выделять их части, называть местоположение, форму.
Вызывать интерес к различным строениям,
находящимся вокруг детского сада: дом, в котором живут ребенок и его друзья,
школа, кинотеатр.
Обращать внимание на сходство и различие
разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его
особенности.
Учить замечать различия в сходных по
форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других
частей).
Поощрять стремление детей изображать в рисунках,
аппликациях реальные и сказочные строения.
СТАРШИЙ
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7-Й ГОД ЖИЗНИ)
Продолжать знакомство детей с архитектурой. Закреплять
сведения о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома,
магазины, кинотеатры и др.
Обращать внимание детей на сходство
архитектурных сооружений одинакового назначения и на имеющиеся отличия: форма,
пропорции (высота, длина, украшения и т. д.). Подвести детей к пониманию
зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.
д.
Развивать наблюдательность у детей,
учить внимательно рассматривать здания. Замечать их характерные особенности,
разнообразие пропорций, конструкций, украшающих здание деталей.
В художественной деятельности учить
детей передавать образы разных архитектурных сооружений, поощрять стремление
передавать такие детали, как наличники, резной подзор по контуру крыши.
Познакомить детей со специфическими
архитектурными частями храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по
периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и другие. Знакомя детей с
архитектурой, с памятниками архитектуры, прежде всего надо опираться на
региональные особенности той местности, в которой они живут.
Вместе с тем важно рассказать детям,
что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть замечательные памятники,
которые известны во всем мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий