ДОШКОЛЬНИКАМ ОБ АРХИТЕКТУРЕ


«Знакомство с архитектурой
Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники»

С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение дошкольником своего «место проживания», как правило, начинается с восприятия архитектуры, а окружающие его здания и сооружения оказывают решающее влияние на формирование образа родного города, края. Не случайно ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется, прежде всего, в контексте ознакомления с родным городом, его историей, культурой, достопримечательностями и памятниками.

Архитектура обладает значительным потенциалом в художественно-эстетическом, познавательно-речевом и социально-личностном развитии ребенка-дошкольника, потенциалом, который, к сожалению, недостаточно осознается и далеко не в полной мере используется в практике дошкольного образования.

При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.

По мнению С.Ю. Барышниковой, приобщение к архитектуре способствует формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать эстетические ценности.

С.Ю. Барышникова подчеркивает, что приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругов предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.
В исследовании Д.С. Салария раскрываются принципы построения материала по ознакомлению с архитектурой:
·       использование архитектурного наследия родного края;
·       учет возрастных особенностей детей при освоении этого вида искусства;
·       оптимальное соотношение теоретической и практической деятельности в процессе изучения архитектуры.

Л.В. Яхнин в своей работе выделяет факторы развития восприятия архитектурно-художественной среды:

·       архитектурная среда, непосредственно окружающая ребенка и создающая своим воздействием основы художественного вкуса и художественного отношения к архитектуре;
·       общая художественная подготовка, приобретаемая на занятиях по изобразительной деятельности, в чтении художественной литературы, просмотрах кинофильмов, телепередач;
·       специальная архитектурно-художественная подготовка, включающая в себя теоретическое изучение данного вида искусства, экскурсии и практическое изучение.

С.Ю. Барышникова предлагает принципы отбора содержания знаний об архитектуре:
·       доступность содержания знаний;
·       учет теоретических положений эстетики и искусствознания;

Включение в содержание знаний краеведческого материала, предлагает в содержание знаний об архитектуре включить два блока:
·       Об архитектуре и людях, которые ее создают.
·       О древнерусском зодчестве.

     К формированию у детей понимания архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности мы обращаемся уже, начиная с младшего дошкольного возраста. Позже мы представляем детям архитектуру и как вид искусства.
    
Знакомя их с окружающим, мы обращаем внимание на здание детского сада – дома, в котором дети занимаются, играют все вместе, участвуют в праздниках, радуются любым игрушкам  и т. п., подчеркивая, что для этого в здании детского сада есть все необходимые комнаты. Мы рассматриваем окружающие детский сад дома, в которых живут дети с родителями, их друзья, сверстники; здания школ, магазинов. Обращаем внимание на то, что сельские дома отличаются от городских: жилые городские дома высокие, многоэтажные, по архитектуре более строгие: простые окна, двери, крыша. В сельских домах все части могут быть украшены резьбой, они по-разному раскрашены.

При ознакомлении детей с архитектурой надо ориентироваться прежде всего на окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные сооружения, которые расположены вблизи от их дома, детского сада и составляют окружающую среду.

Образы различных сооружений, воспринимаемые детьми через посредство художественного слова, рождают у каждого свой образ, что способствует развитию воображения.

Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида. У каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может быть крылечко, труба. Части дома иногда украшены узором. Дворцы – это красивые большие сооружения, они также имеют стены, крышу, двери, окна. Но все архитектурные части дворца отличаются тем, что они необычной формы, а само здание дворца может завершаться башенками, шпилями.

Следует включить знакомство детей с художественными альбомами памятников архитектуры и с художественными открытками.
                                  
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-Й ГОД ЖИЗНИ)
дать детям представление о том, что дома, в которых они живут, - детский сад, школа и другие здания – все это архитектурные сооружения.
Познакомить детей с тем, что дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.
Вызвать у детей желание рассматривать здания, выделять их части, называть местоположение, форму.
Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада: дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр.
Обращать внимание на сходство и различие разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенности.
Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).
Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7-Й ГОД ЖИЗНИ)
Продолжать знакомство детей с архитектурой. Закреплять сведения о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, кинотеатры и др.
Обращать внимание детей на сходство архитектурных сооружений одинакового назначения и на имеющиеся отличия: форма, пропорции (высота, длина, украшения и т. д.). Подвести детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.
Развивать наблюдательность у детей, учить внимательно рассматривать здания. Замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих здание деталей.
В художественной деятельности учить детей передавать образы разных архитектурных сооружений, поощрять стремление передавать такие детали, как наличники, резной подзор по контуру крыши.
Познакомить детей со специфическими архитектурными частями храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и другие. Знакомя детей с архитектурой, с памятниками архитектуры, прежде всего надо опираться на региональные особенности той местности, в которой они живут.
Вместе с тем важно рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть замечательные памятники, которые известны во всем мире.







Комментариев нет:

Отправить комментарий